Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Юная провинциалка учится на социолога, познает настроения общества, его потребности и беспробудную печаль. Девушка наблюдает за собственной матерью, страдающей от приступов лунатизма. Женщина всячески пытается сбежать от реальности, не думает о своих личных потребностях и нуждах дочки, проводя сутки напролет в постели. Муж недавно бросил ее в поисках душевного покоя, но постоянно сбегает от любовницы, чтобы временно побыть дома, создать иллюзию счастливой семьи. Лера наблюдает за странными разборками родителей и окончательно разочаровывается в холодном, безжалостном мире, где сложно найти себе место. Ночью девушку посещает таинственное видение. Чем хуже проходят тяжелые и нелепые дни студентки, тем чаще она сталкивается с загадочным духом во сне.
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 6.237 (1744)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 6.1 (113)
Разделы: Фильм, Драма
Коллекции: С наградами
Год выхода: 2021
Название фильма: Герда
Режиссеры: Наталья Кудряшова
Актерский состав: Тиана Оквамо, Серафима Красникова, Мария Песоцкая, Анастасия Красовская, Софья Александрова, Дариус Гумаускас, Юра Борисов, Мария Леонова, Мария Иванова, Юлия Марченко
Продолжительность фильма: 116 мин. / 01:56
Производство: Россия
Сценарий: Наталья Кудряшова
Продюсер: Рафаел Минасбекян, Вадим Верещагин, Дмитрий Давиденко
Оператор: Василий Григолюнас
Художник: Екатерина Павелко, Светлана Дубина
Монтаж: Сергей Тихненко, Сергей Иванов
Затраты на съемки фильма: ₽ 45 100 000
Сборы в мире: $45 773
Сборы в России: $47 431
Зрители: Россия - 11.1 тыс
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 18 лет
Премьера в мире: 8 августа 2021
Премьера в России: 14 октября 2021, «Белые ночи»
Это жизнь. Наша жизнь… ------ У каждого из нас есть свое особенное представление об идеальной жизни. Кто-то мечтает сразу после школы отправиться в путешествие по миру, посещать самые разные страны и более никогда не возвращаться домой. А кому-то наоборот хочется стабильности и предсказуемости, которую может подарить хорошая работа и любящая семья. Однако реальность зачастую отличается от того, что мы выстраиваем в своем воображение и здесь уже главное не сдаться, вопреки всему искать свет в конце туннеля и преодолевать преграды, сколь сложно бы это не было.Главной героиней фильма «Герда» выступает самая обыкновенная девушка по имени Лера. Да, у нее есть свои мечты, надежды и чаяния, но пока что она вынуждена влачить свое обыденное, безрадостное существование среди одинаковых пятиэтажных домов, киосков и улиц, на которых горят далеко не все фонари.Стараясь получить диплом и не нарываться на совершенно ненужные неприятности в институте, Лера занимается социологическими опросами, которые помогают ей получить очень важный зачет. Еще она ухаживает за своей мамой, старается вести хозяйство и в целом кажется самой обыкновенной. Но все это днем… А ночью девушка больше известна, как Герда и занимается она совсем другими делами.Не имея возможности по-другому заработать деньги в своем городке, Лера танцует стриптиз и у нее даже появляется свой преданный поклонник.По правде говоря, фильм совсем не простой, он сложный, драматичный и вместе с тем невероятно красивый. И это при том, что действие происходит в самой настоящей провинции, где даже по определению ничего завораживающего быть не может, однако оператор то и дело выхватывает во всей этой серости на удивление яркие, насыщенные краски, которые являются отчетливым примером того, что находится у людей как в голове, так и сердце. Присмотритесь внимательно к визуалу фильма, он является просто великолепным дополнением к тому, что делают и говорят герои. Неудивительно, что «Герду» так тепло приняли на Кинотавре, язык кино здесь великолепен.Понятно, что наиболее примечательным и броским местом города является стриптиз-клуб, где работает главная героиня по ночам, и здесь происходят действительно интересные, жесткие, откровенные вещи, однако на одном этом заведении жизнь Леры и сюжет в целом отнюдь не заканчивается. Фильм необходимо смотреть внимательно и вникать в его суть от первой до последней минуты, не отвлекаться по мелочам и при этом ловить ритм повествования, потому что вот это и есть наша жизнь, которая все время балансирует на грани между счастьем и руиной, в которую так легко попасть и из которой порой так сложно выбраться.Как видите, «Герда» меня поразила, и я считаю этот фильм одним из тех, которые нужно посмотреть каждому, кто стоит перед выбором и пытается понять, какова его дорога в будущее, куда она ведет и стоит ли игра свеч. Не сомневаюсь, что после просмотра у вас будет серьезная дискуссия как с самими собой, так и товарищами по просмотру. А это значит, что фильм по любому заслуживает внимания.8 из 10 ------ Легко никогда не бывает ------ Мне нравится смотреть тонкие жизненные драмы, герои которых так похожи на нас с вами. Если фильм снят грамотно, то он запросто проникает в твое сердце, а поступки и действия главных героев словно влияют на твою собственную жизнь. Именно поэтому мне и захотелось посмотреть «Герду», ведь уже трейлер фильма продемонстрировал нам целую бурю чувств и переживаний, которые хотелось пережить вместе с главной героиней прямо здесь и сейчас.Действие фильма происходит в одном из небольших российских городков, которые сотнями раскиданы на карте и ничего особенного искать в них не стоит. Здесь одни районы похожи на другие, вокруг одна серость и мрак, из которых многие люди так никогда и не сбегут. Однако студентка Лера по такому пути идти точно не хочет. У нее есть свои планы на свою жизнь, и им необходимо следовать во что бы то ни стало, но судьба раз за разом наносит по девушке удар.На учебе Лере приходится заниматься соцопросами, что изрядно утомляет. Дома тоже не все в порядке – отец ушел к другой женщине, но все равно периодически возвращается, так как сам не может понять, что ему делать. Мама отрешается от действительности и в своем «астрале» находит спасение от давящей реальности. Наконец сама Лера по вечерам работает в стриптизе под псевдонимом «Герда»…Вот вы подумаете, что такое может быть только в кино, но суть в том, что это наши с вами реалии, которые поданы увлекательным, слегка романтизированным языком, который моментально приковывает внимание к тому, что происходит в кадре. Главная героиня получилась такой настоящей, что ты будто знаешь ее всю свою сознательную жизнь, а потому все ее ошибки, поступки и решения напрямую отбиваются прямо на тебе, ведь она будто твоя давняя подруга!Для меня огромным откровением стала игра Анастасии Красовской. Она еще совсем молодая актриса, однако играет не по годам уверенно и смело. Она не просто раскрывает перед нами свою Леру, а будто переживает сама все то, что прописала для нее режиссер и сценарист Наталья Кудряшова. Так что я буду следить за дальнейшими успехами Анастасии и не сомневаюсь, что она еще не раз нас удивит.Кроме Красовской я отдельно отмечу игру Юрия Борисова, который уже стал одним из самых запоминающихся актеров своего поколения. Борисов органичен везде, где снимается, и он врезается в память буквально с первого своего появления в образе. В «Герде» актер сыграл товарища главной героини и, как по мне, у него получился самый примечательный мужской образ во всем фильме.Итог: «Герда» действительно сильное кино, от которого у меня местами по коже бегали мурашки. Это говорит о том, что авторы сделали все, как надо и представили нам фильм, который является иллюстрацией к нашим русским провинциальным реалиям, от которых не надо бегать – их надо превозмогать, стараться быть лучше самим и при этом улучшать наш социум. Да, это сложно, но кто сказал, что нереально?8 из 10 ------ В одном чёрном-чёрном городе ------ Устный язык без опоры на читаемый периодически грамотный текст имеет тенденцию к опрощению. Часть букв перестаёт проговариваться. Спасает интонация. Но девушка, назначенная в фильме студенткой-социологом, часто даже не интонирует фразу. Она бегает с нелепыми анкетками по квартирам, шарахаясь при этом от людей - они же такие странные! Зачитывая скороговоркой, деревянным голосом написанные канцеляритом вопросы, она встречает в ответ недоумение. Поэтому предпочитает заполнять анкетки сама. А что делать? Надо получать образование, опекать недееспособную мать и отбиваться от липучего отца-невротика. Вот с соседями, кажется, повезло. Но радоваться этому юный гуманитарий уже не в силах - недосып.В прошлом крестьянские дети, едва встав на ноги, тут же хватались за прялку или соху. Студентке-социологу жизнь также не оставила выбора. Сохи рядом не оказалось, взялась за пилон. Должно быть, это не мелкое поселение, если в нём хватает вуайеристых импотентов, готовых платить «за посмотреть». Так или иначе, но вялый стретчинг в стрип-баре приносит студентке доход. Ирландский виски Jameson у неё на столе (порядка 2 т. руб бутылка) тому подтверждение. К тому же эта многозначительная возня с фаллическими символами позволяет юному социологу как-то избегать full-контакта. До поры, до времени. Видимо, профессия социолога также виделась девушке чем-то вроде пилона - извиваясь на нём топлес, можно с кислым видом посматривать с вершины подиума на слюнявых неудачников и принимать от них деньги. К некоторым она, впрочем, нисходит. Я не особо понял, зачем. Может потому что её парень, ещё одна жертва жанра, предпочитает иметь дело с усопшими? Впрочем, героиня фильма режиссёра-женщины имеет право на необъяснимые поступки. Особенно, если та ещё и сценарист. В фильме много обнажёнки. Хотя и меньше, чем в инете. Но режиссёр боролась до конца. Одних трусов было снято на камеру с десяток. К раскрытию пресловутой «темы С» художник также подошёл с огоньком. Груди мелькают со стробоскопической частотой и под конец перестают замечаться. Так задумано? В финале героиня вроде как на что-то решается. Если так, то это должно было бы случиться ближе к середине фильма. Разумеется, понадобился бы, наконец, сценарий. Но режиссёр на сценарии сэкономила и всё сделала сама…Понимаю, что жанр российской «чернухи», однажды появившись, уже не умрёт. К тому же, всегда можно сделать рестайлинг и привнести в кадр освежающую тематику ЛГБТ, БЛМ, а то и харассмента. Ясно и то, что всё, что сделает один ч-к, всегда может заинтересовать, по меньшей мере, ещё одного ч-ка. Поэтому пускай останется кино про влюблённого в горы/море/чащу больного чёрной оспой трансгендера, вынужденного зарабатывать в борделе на лекарства дементной маме, попавшей в ДТП по вине мужа-алкоголика/педофила. Фильм найдёт своего зрителя. Но каким боком встревает в эти фриковые взаимоотношения фестивального творца с фэнами Мин-во культуры? Ведь там наверняка встречаются ещё люди, которые что-то слышали про Соню Мармеладову или смотрели «Ночи Кабирии»? Атмосферу первых кадров фильма создаёт журчание урины в сосновом бору. Как по мне, так финал хорошо бы зашёл под звук смыва. ------ русская хтонь ------ Лера (Анастасия Красовская) - студентка социологии. Она ходит по квартирам и проводит опросы на самые разные темы. Ночью она танцует в клубе под псевдонимом Герда. Дома ее ждет мать, к которой почти каждый день приходит ненавистный ей бывший муж. Он полицейский, который вечером перманентно пьян.Словом, жизнь не из легких. Лера во снах видит общество, в котором живет, как темную и запутанную чащу, из которой можно вырваться только, если обрести крылья.Похож на темный лес и сам фильм. Он неровный, сумбурный, но эдакую чернушную сатиру в нем разглядеть можно. И социологические опросы посвящены не самим людям, а политике. Да и ответы просто сражают наповал. Перед нами набор разрозненных сцен. В совокупности они пытаются сказать что-то вразумительное о жизни за чертой бедности, но выходит это не всегда.'Герда' пытается балансировать между социальным комментарием и серьезной драмой о поиске себя и семейных проблемах. Получается не всегда хорошо, но вполне красиво. Эстетическое удовольствие можно получить как от откровенных танцев, так и от интересных визуальных рифм.В остальном, 'Герда' - это глянцевая русская чернуха. Думаю, что это и есть лицо новой волны отечественного кино. Ручная камера, мрачнейшие сцены и максимально апатичная главная героиня - все это работает по крайней мере интересно.Где-то на заднем плане бегает главный герой русского инди Юра Борисов, но его персонаж не очень хорошо выписан. Конечно, большая часть фильма уделена Лере. Её героиня мечтает вырваться из рутины, где утром опросы, а вечером - танцы. Но в то же время она до смерти боится выйти из зоны комфорта. Хоть комфортной ее жизнь и не назвать - Лера везде ощущается чужой.'Герда' - это фильм-лабиринт, который рассказывает размытую и неровную историю. Мрачное, грязное и злое независимое кино, которое может вам понравиться. ------ Душа должна проснуться ------ Время никогда не обещало вечного спокойствия. Жизнь – непрекращающаяся игра, где следующий уровень сложнее предыдущего. Мы взрослеем и утрачиваем внутреннюю гармонию, потому что однажды правила данной игры ужесточаются, а количество вопросов внезапно перевешивает количество ответов. В конце концов, мы начинаем забывать ответы и остаются лишь вопросы. Их – множество. Иногда – больше, чем может выдержать человек.Наталья Кудряшова в своей второй полнометражной работе вновь рефлексирует на темы, поднятые ещё в «Пионерах-героях». Только вместо трёх друзей, переживающих кризис, в центр внимания попадает юная Лера-Герда: ей тоже сложно договориться с реальностью.«Пионеры» были планетой с двумя полюсами: детство в Советском Союзе и прозябание в городских джунглях нынешней поры. Лере-Герде дано аж три полюса: серость будней в многоэтажках, яркость ночей в стриптиз-клубе и путешествие через сны (сны ли?) по туманному лесу. Кудряшова повысила ставки и не прогадала. Магический реализм, возникающий в дебюте вскользь, теперь возрос до внушительных масштабов.Фильм можно назвать «сказкой для взрослых». Мрачной, хтонической, скандальной, до боли знакомой, но всё-таки сказкой. Главная героиня исполняет одни и те же ритуалы: снуёт по квартирам с соцопросами, развлекает мужчин развратными танцами, общается с другом-художником, приходит домой, где тоже неспокойно – и начинает заново. Её душа способна вырваться из круговорота в видениях иного спектра: лес предстаёт своеобразным чистилищем – пространством, способным исцелить, если хотите. Там ничего не происходит: ни хорошего, ни плохого. Покой и блуждание. Возвращение к себе, в себя, с собой.Попытка ступить на территорию скрещения абсурда повседневности и разгула чистой фантазии – это большой шаг. Его по достоинству оценил европейский зритель (новости про переписку с Гаспаром Ноэ затёрты до дыр) и, что обидно, понял не каждый отечественный. Картина напичкана самыми разными триггерами, способными привести в ярость консервативных хейтеров русского кино: тут вам и фестивальная претенциозность, и фрагменты чернухи, и частое поглощение водки, и раздевания на потеху публике, и «перекати-поле» в главной роли, что пытается приспособиться к обстоятельствам, но становится всё более подавленной и несчастной. Вопреки палитре раздражителей, особенность режиссуры Кудряшовой – безоговорочное знание, для чего нужна та или иная сцена. Нет ни одного пустого эпизода: может, какие-то из них затянуты или менее интенсивны, чем другие, однако вкупе все они складываются в цельное полотно, шитое разноцветными, контрастными нитками. Ибо жизнь любого существа тоже так сшита.Пока длится сеанс, нас бросает из огня да в полымя. Дантово кружение Герды по местам обитания россиян – это социальная трагикомедия. Приватная атмосфера клуба – явный привет эротической драме. Впоследствии она сменяется драмой семейной, а мелодраматическую окраску легко считать, когда Юра Борисов самоотверженно совершает поступки, свойственные влюблённым мальчикам. Потом мы уходим в сказочный сюрреализм, ради воссоздания которого Анастасия Красовская научилась гулять под водой, и возвращаемся к заявленным жанрам, пока, наконец, не путаемся в них окончательно: ближе к финалу раздробленность существования Леры-Герды собирается воедино, а магия побеждает реализм.Особенно приятно, что здесь делается особый упор не на сюжет, а на визуальность киноязыка. Рецензент, чей текст вы всё ещё читаете, после просмотра испытал крайне необычные ощущения. За счёт чёткого цветового и светового распределения эпизодов (с помощью него как раз усиливается та самая сюжетная раздробленность) в мозгу происходит некий коллапс: если по окончании титров выпорхнуть в ночь, то глаза автоматически продолжат воспринимать окружающий мир уже без «серой плёнки», уравнивающей его оттеночную плеяду. Огни фонарей, неоновые вывески, случайные всполохи и вспышки обретут дополнительную плоть – их невозможно будет игнорировать. Так «Герда» оставит след не только в кинотеатральной темноте, но и за её пределами (жаль: из-за ограниченного проката не всем удастся почувствовать нечто похожее).Наталье Кудряшовой удалось снять по-настоящему удивительную картину. Её не столь важно подвергать тщательному анализу: подобные труды создаются, чтобы зритель воспринимал их на чувственном уровне (если, конечно, он готов). «Герда» действительно способна найти те точки соприкосновения с аудиторией, которые нащупывает далеко не каждый режиссёр отечественной индустрии. Это живое, чуткое произведение со своим дыханием, своей плотью и кожей.Очень достойная работа.8 из 10
|
Отзывы о фильме Герда