Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Алёша — простой русский парень из деревни. Как и многие молодые мужчины он наивен, жизнь пока представляется ему в розовом цвете, поэтому возможность пойти на фронт для него кажется лишь шансом заработать славу и почёт, совершать подвиги. Однако первый же бой завершается для Алёши трагедией — он лишается зрения. Но юный русский мальчик не отчаивается и не возвращается домой. Вместо этого он прибивается к зенитной батарее и теперь занимается обнаружением вражеских самолётов по звуку.
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 6.528 (408)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 6.00 (95)
Разделы: Фильм, Военный, Драма, Исторический
Год выхода: 2019
Название фильма: Мальчик русский
Режиссеры: Александр Золотухин
Актерский состав: Сергей Гончаренко, Данил Тябин, Филипп Дьячков, Антон Самусик, Евгений Сиротин, Михаил Бутурлов, Евгений Чумак, Дмитрий Белов, Артем Лещик, Владимир Королёв
Продолжительность фильма: 72 мин. / 01:12
Производство: Россия
Сценарий: Александр Золотухин
Продюсер: Эдуард Пичугин, Андрей Лебедев
Оператор: Айрат Ямилов
Композитор: Сергей Рахманинов
Художник: Елена Жукова, Ольга Бахарева
Монтаж: Татьяна Кузьмичева
Сборы в мире: $14 811
Сборы в России: $15 429
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 12 лет
Премьера в мире: 10 февраля 2019
Премьера в России: 6 февраля 2020, «Пионер»
Русский... А многое ли объясняет? ------ Вместо вступления, хочу сказать спасибо организаторам «Ночи кино» за возможность смотреть интересное авторское кино! Это очень важно и правильно!
Но теперь, увы, о том, что не очень.
Я очень люблю тему первой мировой и всего, что с ней связанно. И после «Батальона» у нас ничего достойного так и не появилось. Потому и еще обидней.
В фильме есть неплохая операторская работа, достойная работа художников постановщиков, актеров. За стилизацию картинки под Прокудина-Горского готов похвалить.
Но где история?
Непонятно почему идет нахлест оркестр/история мальчика? Почему взят именно конкретный композитор и и конкретное произведение? И еще тонна вопросов. Не спорю - не все должно быть на поверхности. Должны быть загадки, двойное дно, подтекст. Но этого нет! Все реально сводится к одному классическому и дурацкому вопросу - А ЧТО ХОТЕЛ СКАЗАТЬ АВТОР?
И ведь вроде есть интересные ходы. Но автор просто гудит потенциал своего же решения, подобно юмористу который не смог подать отличную репризу.
Я уже не говорю о том, что артобстрелы сняты как то уж совсем безалаберно - то ли бюджета не было, то ли не заморачивались.
Главный посыл истории пацифизм? Да не сказать, чтобы. Все очень фрагментарно - война, погоня за славой, зарождающаяся революция. Полная эклектика в идея и образах.
Как работа ученика (именно ученика, а не студента) киношколы или фильм реконструкторов о любимой эпохе это имеет место быть. Но для профессионала это не вариант!
Если только, это какой-то военный постмодернизм. Но едва ли.
И да, господи Долин, если вы продвигаете такое кино, то мне за вас печально. ------ Симфония войны. Рецензия на фильм «МАЛЬЧИК РУССКИЙ» ------ «Мальчик русский» - полнометражный дебют Александра Золотухина, одного из выпускников Александра Сокурова, открывшего свою мастерскую в Нальчике несколько лет назад. И если Кантемиру Балагову в какой-то момент повезло найти грамотных продюсеров и пойти своей дорогой, то Золотухину в индустрии повезло меньше. Его «Мальчик русский» не сыскал такой же популярности и призов на фестивалях, как та же «Дылда», а про узнаваемость в массовой культуре и говорить не приходится, поскольку за пределами кинематографического сообщества о работе Золотухина слышали единицы.
Исключительно идеологически, что в «Мальчике», что в «Дылде» чувствуется влияние Сокурова. В многочисленных интервью его ученики, когда речь заходит о Великой отечественной войне, словно зачитывают с листочка одни и те же мысли касательно того, насколько молодым нынче неприятен культ победы в России. Ведь за всеми этими демонстрациями мощи страны на День победы, переодетыми в военную форму детьми и криками «Можем повторить!» - кроется банальная показуха и дань уважения традициям, а вовсе не почести и низкий поклон всем воевавшим, победившим фашизм героям настоящей войны, повторять которую никто в здравом уме не будет.
И если «Дылда» ушла исключительно в академически-фестивальную сферу, играясь с популярными нынче на западе трендами, «Мальчик русский» сосредотачивается исключительно на себе. Фильм Золотухина работает немного иначе - он гуляет по тропам метафизического кино, перемешивая историю простого русского мальчика в окопах Первой мировой войны с документальными кадрами репетиции симфонического оркестра. Картинка войны и музыкальных инструментов накладываются друг на друга, превращая ленту в своеобразную симфонию смерти, боли, грязи и разочарования.
Начинается «Мальчик русский» словно с портрета целого поколения: в центре сюжета простой русский мальчик Алексей (Владимир Королёв), добровольно вызвавшийся пойти на войну. Он грезит победами, медалями, честью и почестями, а главное, как персонаж сам и говорит, хочет пострелять по немцу. Алексей ничего не знает о настоящей войне, но точно уверен, что она ему по плечу. Весь этот «героизм» быстро сходит на нет, сразу же после первого боя мальчишки, по прошествии которого он полностью теряет зрение, а значит - становится бесполезным. Командование, конечно же, хочет отправить его домой к родителям, но мальчик всё не унимается и буквально умоляет оставить его на войне, ведь дома он уже вряд ли сможет принести пользу.
В итоге Алексея делают слухачом, приказывая ему через огромные металлические воронки слушать и предупреждать о приближающихся вражеских аэропланах. Фильм показывает главного героя, как упёртого и очень глупого ребёнка, что в контексте общего тона ленты нельзя воспринимать буквально. Наиболее близкая аналогия к происходящему напрашивается сама по себе: все те, кто мечтают повторить войну, пострелять в немцев, познать доблесть и честь на войне - маленькие, глупые мальчишки, которые вряд ли смогли бы повторить подвиг своих предков на настоящей войне. Можно даже сказать, что Золотухин идёт по стопам грамотной антивоенной картины, не боясь показывать чернуху солдатской жизни.
«Мальчик русский» в равной степени изображает и немцев, как законченных мразей, так и русских солдат и офицеров, издевающихся весь фильм над слепым ребёнком. Точно так же в сюжете появляются и благородные, честные и адекватные солдаты по обе стороны конфликта. Местами это и вовсе достигает своеобразного катарсиса, когда русский мальчик буквально пересекается с немецким мальчиком, который точно так же когда-то грезил войной. А следовательно, картина уходит намного глубже собственных рассуждений касательно серой стороны войны, критикуя уже военную пропаганду, настраивающую одного человека против другого.
Война не всегда имеет смысл, особенно Первая мировая, выбранную режиссёром явно не просто так. Это была окопная война, в бесконечных траншеях которой люди сражались неизвестно за что. Особенно русский народ, ввязавшийся в войну по политическим соображением, что в итоге привело его к революции. И всеми этими рассуждениями «Мальчик русский» и подкупает, что для авторского малобюджетного кино огромный плюс. Ведь, по большому счёту, в виду ограниченных средств, фильму Золотухина остаётся мало чем удивлять ещё. В каждом кадре чувствуются старания и страсть создателей, не жалеющих ни копейки для реализации собственных идей.
Большинство декораций ощущаются бедными, собранными на коленке. Некоторые сцены и вовсе склеены на монтаже кое-как, из-за чего местами зрителю фильм может показаться очень сложным для восприятия. При этом фильм сделан осознано и всевозможные «косяки» со звуком изначально были задуманы авторами, что вызывает лишь вопросы, а не поражает своим стилем. «Мальчик русский» сделан с огнём в глазах, с явным желанием что-то изменить в массовом сознании, что картине явно может не удастся. Заядлым киноманам дебют Александра Золотухина, целый год прогрызающего себе путь в прокат через фестивали, может показаться слишком простым, а массовой аудитории - слишком сложным и, возможно, чем-то артхаусным.
Хотя на самом деле, снятый на плёнку «Мальчик русский» больше напоминает поход на концерт симфонического оркестра, исполняющего музыку Сергей Рахманинова, рисующую в головах слушателей симфонию войны. Грязной, неприятной и бесчеловечной войны, в реалиях которой о медалях и чести никто думает. На войне люди просто хотят выжить.
Слухачами в Первую мировую войну называли солдат, которые с помощью громадных акустических раструбов прослушивали небо, обнаруживая вражеские аэропланы.
|
Отзывы о фильме Мальчик русский