Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Во время войны во Вьетнаме спецагент отправляется вверх по реке в Камбоджу с приказом найти и убить полусумасшедшего полковника, создавшего в отдаленном районе нечто вроде собственного королевства насилия. По пути он становится свидетелем мира ужасов войны.
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 8.145 (72 420)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 8.50 (542 624)
Разделы: Фильм, Военный, Драма
Год выхода: 1979
Название фильма: Апокалипсис сегодня
Иностранное название ленты: Apocalypse Now
Режиссеры: Фрэнсис Форд Коппола
Актерский состав: Лоренс Фишбёрн, Сэм Боттомс, Мартин Шин, Марлон Брандо, Альберт Холл, Роберт Дювалл, Харрисон Форд, Г.Д. Спрэдлин, Фредерик Форрест, Деннис Хоппер
Продолжительность фильма: 194 мин. / 03:14
Производство: США
Сценарий: Джон Милиус, Фрэнсис Форд Коппола, Майкл Герр
Продюсер: Ким Обри, Джон Эшли, Фрэнсис Форд Коппола
Оператор: Витторио Стораро
Композитор: Фрэнсис Форд Коппола, Кармине Коппола
Художник: Дин Тавуларис, Анджело П. Грэхэм, Джордж Р. Нельсон
Монтаж: Уолтер Мёрч, Джералд Б. Гринберг, Лиза Фрухтман
Слоган: «The Horror… The Horror…»
Затраты на съемки фильма: $31 500 000
Сборы в США: $83 471 511
Зрители: США - 31.4 млн, Франция - 4.54 млн, Германия - 3.37 млн
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 18 лет
MPAA-рейтинг: лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
Премьера в мире: 19 мая 1979
Премьера в России: 11 апреля 2019, «Иноекино»
Выход в прокат фильма на Blu-Ray: 21 июня 2011, «Юниверсал Пикчерс Рус»
Выход в прокат фильма на DVD: 20 ноября 2003, «Союз-Видео»
В Ад и обратно ------ «Апокалипсис сегодня» - шокирующая картина Френсиса Форда Копполы, затрагивающая больную для Америки тему - войну во Вьетнаме, является не совсем стандартной картиной о войне. Она не похожа ни на «Спасти Рядового Райана», ни на «Взвод», ни на «Тонкую красную линию», ни на какое-либо другое кино о военных конфликтах. Картина Копполы - это взгляд на войну изнутри, можно сказать что это крик души раздираемой противоречиями, ложью правительства и ужасом, творящимся вокруг.
В основу картины легла книга Джозефа Конрада «Сердце тьмы», повествующей о путешествии по тропической реке в Центральной Африке. В книге главный герой в конечном счете встречает Курца, сошедшего с ума, который полностью поддался первобытным инстинктам. У Копполы кардинально меняются декорации происходящих событий, развязка, и в некотором смысле смысловая нагрузка. В «Апокалипсисе сегодня» капитан Уилард получает задание убить полковника Курца, чьи методы ведения войны давно перестали быть адекватными, и на патрульном катере в сопровождении нескольких солдат отправляется по реке к финальной цели.
Картина Копполы несмотря на хронометраж в более чем 3 часа смотрится на одном дыхании. Здесь стоит отметить, что первоначальная версия длилась более пяти часов, и убрав все что можно было убрать, Коппола получил на выходе невероятно содержательную картину, при очередном просмотре которой обнаруживаются все новые и новые детали. До конца понять и полностью осознать картину с первого раза довольно сложно, так как в ней очень много сюжетных линий, переплетающихся друг с другом, формируя паутину в которой просто запутаться.
В первую очередь это антивоенное кино, показывающее то, что война творит с людьми. Буквально с первых минут мы видим капитана Уиларда, абсолютно потерянного и психически надорванного, хотя он еще не находится на задании. Мартин Шин играет невероятно на протяжении всего фильма, но эта сцена из начала фильма будоражит сознание. Композиция «This is the End» великолепной группы «The Doors», сгорающие джунгли и безумие капитана Уиларда делают начало картины незабываемым, можно сказать уникальным. Таким образом уже с первых минут показывается как война надрывает людей, и далее на протяжении всего фильма мы будем наблюдать как люди ломаются, как безумие и страх высасывают жизнь из их тел. Во многих фильмах можно встретить философию жизни, войны, и многого другого, но очень мало фильмов философствующих на тему смерти души. Картина снята на невероятно высоком уровне, поэтому все происходящие становится не просто историей, оно становится реальностью. Не даром Коппола сказал, что «Мой фильм - не о Вьетнаме; он и есть Вьетнам».
Происходящее завораживает, потрясает, шокирует. И это действительно «Ужас... Ужас...», как гласит слоган фильма. Чем дальше главные герои продвигаются вглубь реки, тем мрачнее становится все вокруг - это отражается в цветовой гамме, в тенях, тумане, даже звуке. Завершается все, когда капитан Уилард встречает генерала Курца. «Никогда раньше не видел такого надломленного и разбитого человека», - говорит герой Мартина Шина о генерале Курце, которого великолепно сыграл Марлон Брандо. Стоит отметить, что Брандо создал фантастический образ - он играл что-то балансирующее между Богом и Дьяволом, Добром и Злом, и уже слабо походящее не человека. Возможно генерал Курц и олицетворяет смерть души.
Еще одна деталь, которую нельзя пропустить - название катера, на котором плывет капитан Уилард - «Erebus», согласно древнегреческой мифологии название темного региона подземного мира, через которое проходят мертвые по дороге в Ад. Здесь Ад - это пристанище генерала Курца, а река - это дорога связывающая светлый мир и Ад. Несомненно картина задает еще один вопрос, может ли душа выжить в таких нечеловеческих условиях и есть ли путь обратно. Концовка туманно, но все таки отвечает на этот вопрос.
У Копполы вышел актуальный в любое время, проверенный временем эпос. Чтобы описать все его достоинства понадобится немало времени, однако важно понимать, что это кино не только о войне, это кино о том, как легко можно «загнать» душу в Ад, но как невероятно трудно оттуда выбраться. ------ Зло - тоже путь ------ Зло - тоже путь. И Коппола показывает нам, как этим путём идёт полковник Куртц, а вслед за ним - и капитан Уиллард.
В жизни иногда бывают моменты, когда человек выпадает из привычного ритма, и ему открывается правда. В мирной гражданской жизни такое бывает редко, редко выпадает время осмотреться и задуматься. Поэтому Коппола экспериментирует с человеческой природой так же, как, например, Достоевский в своих романах, ставя человека за некую грань, выбивая у него из-под ног привычную твёрдую опору. В данном случае опору из-под человеческих ног выбила война, которая в этом фильме - не более чем фон. Не случайно здесь нет ни солдат, ни командиров, а есть только Люди, и у каждого - свой путь.
На войне полковнику Куртцу открылось нечто, что навсегда его изменило. В таких ситуациях нельзя продолжать жить по-прежнему - жизнь уже никогда не будет такой, как раньше. Остаётся только идти, пусть даже через ад, как пошёл полковник Куртц. И в этом его победа и его смелость. Вспомним Раскольникова - только убийство смогло открыть ему глаза на истину. И поэтому зло - тоже путь.
Благодаря этому великому фильму у нас есть возможность поставить себя на место этих сорвавшихся, бунтующих людей, Куртца и Уилларда, понять что-то из того, что поняли они, пережить что-то из пережитого ими. Да, Коппола уже давно не снимает ничего путного, но этим фильмом он поднял свою планку так высоко, что перепрыгнуть её уже нельзя, можно только повторить рекорд. ------ Добро пожаловать в ад. ------ Здравствуй, мой друг. Какой ты сегодня нарядный. Что я вижу? Военная форма, каска, автомат... На локальную войну идешь добровольцем? Читал о войне в книгах и тоже хочешь подвиги содержать? Идеализируешь войну? Ну, твое право, только давай я для тебя устрою небольшую экскурсию. А потом иди куда хочешь.
Вот Сайгон. Именно здесь отдыхают от войны те, кто неделями сидел под пулями. Но знаешь, не все тут могут передохнуть. И дело даже не в регулярных диверсиях. Война обладает интересным свойством. Ты её не забудешь никогда. Она как наркотик. Если употребляешь её слишком много, то захочешь ещё. И тогда относительно безопасный Сайгон станет для тебя клеткой.
Вот ты выбрался из клетки и получил задание. Вот, знакомься, подполковник Билл Килгор. Человек со странностями, но что ты хочешь от него, ведь война заменила ему жизнь. Он постоянно видел смерти и привык к ним. Теперь это для него уже обычное дело. Считаешь, что это не оправдывает его эксцентричность? Может быть, но поверь, у него солдаты хотя бы способны сражаться, так что в будущем ты ещё будешь его вспоминать как более-менее хорошего командира.
Остановимся ещё здесь. Посмотри, сколько здесь солдат. Грозная сила. А теперь посмотри, что будет, если сюда опустится вертолет с девушками из Плейбоя. Все они превращаются в безумную массу. Разве это воины? Простое пушечное мясо.
Следующая остановка. Видишь этот строящийся мост? Сегодня ночью его разрушат и завтра снова начнут строить. И так будет изо дня в день. Знаешь кто здесь командует? Солдаты, обороняющие это место тоже не знают. Здесь каждые сутки происходит одно и то же и солдаты регулярно гибнут. Они уже не могут бояться, потому что забыли что такое страх.
Видишь французскую плантацию? Ты можешь удивиться, откуда здесь французы. А потому что здесь их земля. Нет, я не сумасшедший. Просто цитирую их слова. Они воспринимают эту землю как что-то святое для них. и они держатся за эту безликую идею. И оправдывают случившиеся смерти и те смерти, которые ещё несомненно будут, какими-то странными причинами, не понимая, что главная ценность - это жизнь их людей. Они даже хуже тех, что мы видели до этого, так как американцев сюда забросили по приказу, а эти же сражаются за идею-призрак по своей воле.
А вот и близок конец пути. Поселение, где обитает полковник Курц. Вот ты и видишь апофеоз войны. Курц оказался на последней стадии понимания самой сущности войны. Вдруг у него открылись глаза и он понял, что если убрать всякие дипломатические игры, лживую вежливость и тому подобное, то просто будет массовое убийство. и ты увидишь такие ужасы, которые человек не сможет представить. И выхода нет. Вот она - последняя ступень войны. ты перестаешь быть человеком.
Вот и закончилась экскурсия. То, как ко всему этому относиться, решать только тебе.
От себя же я только могу добавить, что это великий фильм. Один из величайших в истории кинематографа. И те проблемы, которые я здесь поднял, лишь небольшая часть всего того айсберга, именуемого «Апокалипсис сегодня». Гениальный режиссер Фрэнсис Форд Коппола вместе с гениальными актерами Мартином Шином, Марлоном Брандо, Робертом Дювалем и другими, создал абсолютный шедевр. Я могу сказать ещё очень много, но это сделали за меня уже многие поклонники этого фильма.
Поэтому просто ставлю ему ------ Apocalypse forever! ------ Не каждый одарит лестными отзывами данную картину. Согласен фильм тяжёлый. Глубоко капнули. И путешествовать три с лишним часа по дебрям джунглей и человеческой психике толпа не побежит. И в очках не посмотришь, и оглядываться не хочется! Но это элитарное кино! Это блюдо о войне ресторанного формата, не нужно подавать лобстеров в столовой технического училища! Оценят только истинные кино- гурманы. Элитный каннибализм. Печень младенца в гарнире из указательных пальцев!
Фильм об отношении человека к войне, об отношении войны к человеку и отношении человека к самому себе в этой войне. Он держит в своей тени многих представителей данного жанра, но обойдёмся без оскорблений.
Не страшно сойти с ума на войне, страшно сойти с ума без войны! Своего рода тренинг,- через риск, чувствовать жизнь острее. Каждый что- то там хоронит и живым не возвращается никто. Как только попадаешь в лапы зависимости, начинаешь обустраивать войну личным бытом. Лучше так, чем привезти свою войну домой! Но некоторые делают и то, и другое! Солдаты чьё изначальное предназначение попросту мутировало в инстинкт выживания, личностная адаптация, защита и стимуляция собственной индивидуальности. Но это не поможет! На трупах всех этих моральных калек и марионеток войны, государство потом воздвигает мемориалы «Мечущимся в неопределённости».
Френсис Форд Коппола, это Иероним Босх кинематографа, создавший магическое, философское, сюрреальное полотно с массой судеб, надломленных войной.
Грязные джунгли Камбоджи. Капитан спецназа Уиллард, когда не пьян, страдает поствоенной деперсонализацией. Сошедший с ума полковник Курц, чьё магическое величие превратило местных жителей в рабов по собственному желанию. Крёстный отец войны. Не хватает чтобы руки целовали как враги так и свои. Фанатичный фотожурналист- философ. Диалоги о методах ведения войны, граничащие с навязанными лживыми ценностями. Командир «воздушной кавалерии» подполковник Килгор, в военно- наркотическом трипе. Окровавленные страницы разворотов «Playboy». Напалм. Сёрфинг во время боевых действий. И конечно же, несущий смерть Вагнер!
Самый главный вопрос фильма,- это проблема власти во всех её проявлениях. Власти войны над людьми в первую очередь, власти под которую ты сам подстраиваешься, потому что лучшего выхода не предвидится. И власть которой ты сам располагаешь, кто-то довольствуется мелкими дозами, а кто-то загибается от передозировки власти. Возможно и лучше царствовать в аду, чем прислуживать в раю!
Кино навсегда! ------ Бесконечный спуск в Ад ------ ШЕДЕВР. Именно с этого слова, с этих заглавных жирных букв, я и хочу начать. В чем отличие Шедевра, единственного в своем роде, от всех остальных фильмов военной тематики, хороших и не очень? Давайте примерно вспомним, по какой схеме «все остальные» строятся (если не брать во внимание тему войны глазами детей, это другой разговор): есть враги, вероломно напавшие на твою родину, и есть «наши», «хорошие», которые с этими врагами сражаются. Парочка «хороших» обязательно умрет, для пущей трагичности. Все «враги» - злые уроды, которых и убивать не грех. Борьба более-менее честная и справедливая, за героев переживаешь, врагов ненавидишь, битвами и спецэффектами любуешься etc.
«Апокалипсис сегодня» строится совсем по-другому. Даже не строится, а рисуется кистью Мастера, течет, как мутная вьетнамская река.
Герой Мартина Шина вовсе и не герой никакой. Он не совершает подвигов и не умирает героической смертью, он ничего и никого не защищает (не Америку же ему от мирных вьетнамских крестьян спасать). Его сослуживцы - недалекая американская солдатня, которые вызывают не сочувствие, а неприязнь.
Я вижу много солдат, но как бы я хотел видеть много воинов! (с) Фридрих Ницше. Но увы, время храбрых воинов и справедливого боя давно и бесповоротно прошло. Сгорело в крематориях, было выжжено напалмом, стерлось с лица Земли бомбами. На смену честному холодному оружию пришло оружие массового уничтожения. И это страшно.
Вряд ли Френсис Форд Коппола вдохновлялся Кафкой. Но «бытовой сюрреализм» давно уже вызывает у меня ассоциации с великим чешским писателем. Коппола так же мастерски передал ощущение то ли страшного сна, то ли не менее страшной реальности. Что может быть более диким, более нереальным, более неестественным, чем серфинг на волнах от взрывов? И этот бредовый (в самом лучшем смысле) эпизод заставляет содрогаться от ужаса сильнее, чем самая красочная битва.
Или, что может быть более бредовым, более бессмысленным, чем крики американцев «Мы пришли принести вам мир! Мы здесь, чтобы спасти вас!», сопровождаемые при этом уничтожением напалмом мирной вьетнамской деревни? Два действия настолько не соотносятся между собой, что разум непроизвольно отключается, уступая место все тому же паническому иррациональному ужасу.
The Horror...The Horror...© Полковник Куртц.
Еще пара слов о книгах. Строением фильм очень похож на «Божественную комедию» гениального копполовского соотечественника Данте. Тот же спуск в Ад. Только кругов не 9, их бесконечно много, и у каждого они свои.
Как же сильно похожи солдаты, оставшиеся без командира, на грешников Данте! Они безумны. Они нечеловечески страдают, но уже и не помнят, за что. Они взывают о помощи, не понимая, где они находятся. Но герой Мартина Шина, как и герой Данте в книге, не может им помочь. Их душам уже никто и никогда не поможет.
Еще один круг Ада - дом французов. И опять, их «мирная» жизнь в самом сердце военных действиях кажется лихорадочным бредом. «Мирная» в кавычках, ибо эти люди порождены войной и существуют за ее счет. Они искалечены и изуродованы, обречены на вечную войну внутри, на вечный метафорический адский огонь.
Как грешники из «Божественной комедии» не замечали страданий своих «соседей», так и один из главных героев фильма даже не заметил смерти своего сослуживца, пока был занят поиском собаки. Жизнь человека ничего не значит. Ни жизнь вьетнамца, ни американца.
И, наконец, самый последний круг, самое сердце Ада, и полковник Куртц (великолепный Марлон Брандо) в роли Люцифера. Люцифер у Данте постоянно наказывает других грешников, и одновременно сам страдает больше всех, точно также, как Куртц. Убийца-философ, жестокий диктатор своего маленького «государства», очень сильный и глубокий персонаж. Больше ни слова о сюжете. Остальное смотрите сами.
Подведу итог. «Апокалипсис сегодня» - это настоящий Конец Света, настоящий Ад. В Аду не звучат взрывы, там нет положительных героев и нет врагов, нет товарищей, которые тебя защитят. В Аду люди теряют все - разум, человеческий облик, смысл и цель борьбы. В Аду повсюду висят трупы партизан, горят джунгли, текут мутные реки и играет Вагнер. Бесконечный кошмарный сон, который никогда не даст проснуться. Апокалипсис был вчера, продолжается сегодня и будет завтра, всегда, пока существует человечество.
Фильм снят по мотивам повести Джозефа Конрада «Сердце тьмы» (Heart of Darkness, 1902). ------ В сценах с Дэннисом Хоппером можно заметить надпись Apocalypse Now на каменных сооружениях. ------ Френсис Форд Коппола сыграл небольшую роль журналиста, который делает репортаж во время боя. Его слова: «Не смотрите на камеру, делайте вид, что сражаетесь!». ------ По версии британского канала Film4 фильм занял 1 место в списке «50 фильмов обязательных к просмотру, прежде чем вы умрете». ------ Когда Фрэнсис Форд Коппола предложил Аль Пачино сыграть Уилларда, тот отказался, сказав: «Я знаю, на что это будет похоже. Ты собираешься сидеть там, в вертолете, и указывать, что мне делать, а я буду торчать в этом болоте пять месяцев». На самом деле съемки продлились 1 год 4 месяца. ------ Сначала предполагалось, что фильм будет снимать Джордж Лукас, который был в то время протеже Копполы в студии American Zoetrope. Коппола основал эту студию в качестве альтернативы основным голливудским студиям и планировал использовать её для поддержки молодых режиссёров, только что закончивших режиссёрские школы и курсы. Война во Вьетнаме была тогда ещё в разгаре, и первоначальный план состоял в том, чтобы снимать картину непосредственно во Вьетнаме, на партизанский манер. Однако компания Уорнер Бразерс, у которой был договор с Zoetrope, отказалась финансировать такой проект, мотивировав это как сомнениями в коммерческом успехе фильма, так и соображениями безопасности - риск в том, что создатели фильма пострадают при съёмках в зоне боевых действий, был немалый. Лукас позже утверждал, что и сама студия Zoetrope смотрела на этот проект как на «сумасбродный», да и к нему самому и его коллегам по проекту относились так же. ------ Свой сценарий Джон Милиус написал в 1969-м году. Сценарий назывался «Психоделический солдат». По его же версии, мятежный полковник не только провозгласил себя богом, но и вступил в непосредственную войну с американской армией. ------ На роль капитана Уилларда приглашали Стива МакКуина. ------ Роль Уилларда уже начал играть Харви Кейтел, но спустя две недели Коппола заменил его на Мартина Шина. ------ Полное имя героя Шина - Бенджамин Уиллард. Старших сыновей Харрисона Форда зовут Бенджамин и Уиллард. ------ В момент, когда исполнителем главной роли хотели сделать МакКуина, сценарий назывался «Апокалипсис Три», в нем было три главных героя, и всех их, по замыслу Копполы, должны были сыграть крупнейшие звезды, в частности, Джин Хэкмен. ------ Во время съемок Коппола сбросил 100 фунтов веса. ------ Хуже всех вел себя на съемках Марлон Брандо. Ему заранее заплатили миллион долларов, но всякий раз он угрожал уйти из фильма. Тогда Коппола заявил своему агенту, что ему все равно, и взамен Брандо он желает получить Джека Николсона, Роберта Редфорда или Аль Пачино. В конце концов, Брандо остался, набрал во время съемок 40 килограммов веса, отказался читать оригинальный сценарий и даже роман Конрада, отклонил режиссерский сценарий Копполы, согласился только на импровизацию своей роли и запрещал снимать себя на свету - лишь в темноте. ------ Первоначально по сценарию Куртца звали полковник Леви. ------ Коппола шутил, что если бы Аль Пачино согласился на роль Куртца, ему пришлось бы снимать свой фильм в нью-йоркской квартире Пачино.
|
Отзывы о фильме Апокалипсис сегодня