Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: История большой буржуазной семьи, в которой при видимом благополучии никто никого не любит. А если что-то и роднит этих людей друг с другом, так это желание покончить с собой. Мир, в котором закончилась любовь и образовалась пустота. У них есть все, чтобы быть счастливыми, нет только потребности в этом. Они ничем не отличаются от многих других.
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 6.923 (1169)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 7.00 (4111)
Разделы: Фильм, Драма, Комедия
Год выхода: 2017
Название фильма: Хэппи-энд
Иностранное название ленты: Happy End
Режиссеры: Михаэль Ханеке
Актерский состав: Лаура Верлинден, Hille Perl, Матьё Кассовиц, Орелия Пети, Франц Роговский, Изабель Юппер, Тоби Джонс, Жан-Луи Трентиньян, Хассам Ганси, Фантина Ардуин
Продолжительность фильма: 107 мин. / 01:47
Производство: Германия, Австрия, Франция
Сценарий: Михаэль Ханеке
Продюсер: Штефан Арндт, Кристофер Гранье-Деферр, Маргарет Менегос
Оператор: Кристиан Бергер
Художник: Энтони Нил, Эми Джейн Локвуд, Натали Рубо
Монтаж: Моника Вилли
Затраты на съемки фильма: $13 600 000
Сборы в России: $119 977
Возрастное ограничение: Зрителям достигшим 18 лет
MPAA-рейтинг: Лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
Премьера в мире: 22 мая 2017
Премьера в России: 25 января 2018, «Russian World Vision»
Ключевые слова: драма, комедия
С самого начала фильма можно почувствовать, с каким необычным художником имеешь дело - Михаэль Ханеке ведет повествование по своим правилам: он никуда не торопится и не собирается разжевывать зрителю все сюжетные повороты - стоит внимательно следить за диалогами героев. И он добивается поразительного эффекта - такое ощущение, что с экрана на тебя смотрит сама жизнь. Невероятная реалистичность!
Тем не менее, неспешное повествование затягивает своей недосказанностью и эксцентричностью героев при внешней усредненности. В этом и секрет этого фильма: то, что выглядит внешне обычным, тривиальным и распространенным, скрывает под собой конфликт, который делает это «что-то» индивидуальным и необычным.
Довольно часто поднимаемая проблема - непонимания, невозможности услышать друг друга, особенно когда это касается членов семьи, обретает в этом фильме несколько новое и эксцентричное звучание во многом благодаря неповторимому стилю режиссеры. А еще это, конечно, заслуга актеров - даже юная Фантина Ардуин замечательно точно и естественно воплощает на экране сложный характер, что уж говорить об Изабель Юппер или Матье Кассовице.
В общем, это весьма занимательный фильм для тех, кому интересно наблюдать за психологическим развитием персонажей, их взаимодействием, параллельно рефлексируя по поводу своей собственной жизни. ------ In distance, we`re losing. ------ Трагедия поиска отношения.
Отношения между людьми, отношения к чему-то, отношения к себе. В новом фильме Ханеке мы- часть семейной истории, где у каждого, как это обычно бывает, своя драма и своя песня. В центре сюжета одинокий ребенок в абсурдном мире взрослых дураков, потерянных, немножко трусливых, слегка жалких и таких уверенных, что знают, что делают все правильно.
Ханеке, как мастер выстраивать дистанцию между смотрящим и наблюдаемым, в этой картине себе не изменяет. В ход идут как новые, так и известные нам средства: дальние планы на эмоциональном действии в кадре, нарочитый контрапункт с музыкой. Еще в «Видео Бенни» режиссер исследовал феномен дистанции между жертвой и насильником (инициатором насилия, убийцей), а также самим актом насилия, выстраиваемой за счет технических средств. В «Хэппи-энде» появляется привычный нам сегодня образ инстаграм-сториз, как средства коммуникации с миром. В принципе то, что сейчас любое событие вызывает в человеке желание не стать участником, а вытащить телефон и нажать на «rec» не может не заинтересовать.
Теряют ли, приученные заснимать свой каждый шаг люди, связь с реальностью. Уходит ли чувство эмпатии, если ты и то, что ты делаешь всего лишь набор пикселей, неуклонно растущее число просмотров, то что станет неинтересным через 10 минут? Как найти точку, чтобы смотреть на мир с любовью, вниманием, уважением, уверенностью? Как перестать считать, что все это забавная игра и стоит моргнуть и все затеряется в потоке?
«-Зачем ты пыталась покончить с собой? -Я не знаю.»
Je ne sais pas, je ne sais pas, je ne sais pas. «Я не знаю»- как мантра. Не случайно в центре действия именно ребенок. Детство- то время, когда закладывается слишком много основ. А будучи прозорливой героиня ленты видит слабость окружающих ее взрослых, видит, что все в чем они живут, построено на лжи, которая маскирует слабость. Как вымучены их разговоры и улыбки. Взрослых неспособных справиться с самими собой, со своей похотью, страхами, слабостью и усталостью. К такому миру не хочется быть причастным, но его можно подснять.
В «Хэппи Энде» Ханеке нашел совершенно особую интонацию. Если раньше режиссер представлялся строгим педантом, вместе с которым мы смотрели на все через призму анализа и некой аскезы. Мы были искателями правды. Здесь же нас приглашают разделить грустную шутку. Весь фильм мы существуем в плену амбивалетности: осуждение-сочувствие, печаль-смех. Может быть, это самый парадоксальный и смешной фильм Ханеке на данный момент. Он больше не дает оценок, он просто показывает и пожимает плечами. Мол, вот так бывает. И все, что тебе остается- ухмыляться с ним вместе.
Мягкие постельные тона, юг Франции, солнечное лето- все это прекрасно бы сработало для легкой комедии или хотя бы мелодрамы. Но нет, и здесь контрапункт. Жизнь остается той же, вне зависимости от красоты антуража. Восхитительный актерский состав (Трентиньян, Юппер, Кассовиц и прекрасная девочка в главной роли) очень тонко показывает многогранность героев, их тени, слабости, желания, страхи, борьбу. Мы чувствуем усталость героя Трентиньяна, которому настолько в тягость бремя жизни, которое его заставляют тащить неизвестно зачем, несгибаемость героини Юппер, потерявшей способность быть мягкой и действительно близкой с родными, внутреннюю пустоту героя Кассовица. Неспособность любить не как проблема или диагноз, а как факт, который нам как зрителям предлагают рассмотреть.
Существование в амбивалентности слегка выводит из равновесия, заставляет потеряться в пространстве. Но найдя выход из кинотеатра, ты двигаешься дальше со светлым чувством принятия- абсурда, бессмыслицы, света и боли жизни. Может быть все это не о том, чтобы понимать. Может быть все это о том, чтобы пытаться. Или сдаться. Но окончательно. ------ Новые Будденброки ------ Заупокойная по Европе, обществу и даже нам всем от Мастера. Который не теряет свою форму, наоборот. Ханеке не боится снимать под видом камеры телефона, заодно снижая пафос и добиваясь предельного реализма в анализе человеческого несчастья и одиночества. Образчик крепкой режиссуры, которая сейчас редко встречается в кино: сюжет разворачивается не сразу, зритель не знает, чем всё закончится, только догадывается. От финала Ханеке почти отказывается, заодно прячась за название «Хэппи-энд». Крепко даже в построении кадра: как лает собака за стеклом, как течёт обыденная жизнь.
Режиссёр то ли умеет находить хороших актёров, то ли заставляет даже тех, кто в эпизодах, быть честными и настоящими на экране. Изабель Юппер показывает актёрский класс, за Трентиньяном просто интересно наблюдать. Юная Фантина Ардуин идеально всё сделала.
Фильм про то, как люди не умеют любить. Досталось и богачам, и толерантности. Ханеке смешал в одном фильме проблемы семьи, секса, мигрантов, даже съемок на сотовый телефон - и водоворот этот замешан в правильных пропорциях, не убавить и не прибавить.
Ханеке с фон Триером сегодня оправдывают существование европейского кинематографа, честно разбираясь в себе и в нас. Мир жесток и мы жестоки, но пока можно включить хотя бы телефон и заснять что-то важное и верное про этот мир - он может существовать. Люди всё-таки предпочитает счастливые финалы. ------ 71 фрагмент хронологии хэппи-энда ------ Возможность без раздумий посмотреть кино задолго до январского проката предоставил международный фестиваль авторского кино «Clique Fest», начавший вчера свою 7-дневную деятельность. Зал был заполнен до отказа!
Поднимите палец, кто даже не слышал о Михаэле Ханеке. Поднимите второй, если не знаете, кто снял «Забавные игры». Поднимите третий, если думаете, что в фильме с прямо красивым названием «Любовь» молодая парочка делает всё, чтобы быть вместе. Поднимите четвертый, если затрудняетесь назвать самого или (одного из самых) известного режиссера-мизантропа. Теперь поднимите пятый палец, если считаете его бесполезным выскочкой и претенциозным интриганом. Оттопырив все пальцы, наконец, шлёпнете сами себя в любую часть тела, какую выберете. Но лучше пощечина в личико, ибо не запомнить Михаэля Ханеке после трилогии замораживания совсем не комильфо.
«Хэппи-энд» - это хэппи-энд в прямом смысле слова. Тут на сайте писали, что после показа в Каннах слева букали, а справа одобряли. Что ж, участь неоднозначных фильмов ни горькая, ни сладкая. Приходится взывать к тем эмоциям зрителя, переполошить их всех или оставить нетронутыми, подогреть их или дать им остыть, взбудоражить эмоции или утихомирить ребят. Остается сидеть и метаться между двумя однозначными мнениями из-за этого моста «или». Зато австрийский режиссер способен удивить многих, поскольку в последнем пока творении он приберег теплое место для юмора. Рассказанная история даже видится фарсом, потому что её легко смотреть. Это правда же.
«Хэппи-энд» не шокирует и не ужасает. Немного крови из носа, легкий перелом пальца руки, желание писать на лицо во время секса, падение биотуалетов в котлован под строительство здания - в XXI веке разве такими вещами шокируешь? Если хорошо приглядеться, в сюжете нет главного героя, но как бы там в центре внимания оказывается теряющий рассудок старик (ага, Жан-Луи Трентиньян), чьим прообразом видится сам Михаэль Ханеке. Старому совсем не понять ни своих детей, ни людей вокруг, ни новые технологии. Кстати, кино ещё нетипично для зрителей благодаря использованию в кадрах Snapchat, Facebook и Youtube, без которых прямо никуда в нынешние времена.
«Хэппи-энд» - словно высказывание о современности. Начинал режиссер давным-давно снимать первые фильмы для телевидения, а тут пролетели годы, и получай мир, в котором тайным любовникам уже не нужно таиться в темных углах - хватит окна для переписок. Но, ребята, ни в коем случае это не означает, что фильм о социальных медиа. Можно нарыть то, что захочется. И Михаэль Ханеке как всегда лишь демонстрирует реальность, не занимаясь нравоучением и не стараясь починить сломанное. Каждый буржуа в его картине по-своему чудаковат, не в хорошем смысле. У всех есть свой изъян. Поэтому симпатизировать кому-то не получится. Разве что с натяжкой.
«Хэппи-энд» - ни в коем случае не шедевр, если кто-то вздумал лепить этот ярлык. Лично он не увидел скучное кино. На большом экране в кинотеатре с качественным изображением ещё можно посмотреть. Как то будет выглядеть на экране монитора дома, никак не узнаем. Множество статичных кадров тотчас же напоминает третью часть трилогии замораживания, оттого такой заголовок у текста. Хотя все кадры легко вплетены в линейное повествование. Пробовали рахат-лукум? Чертовски яркая сладость. Ад для зубов, рай для желудка. Вкусишь разок - закроешь глазки. За одним кусочком неминуемо последует второй. О чем бишь я? Фильм-то Ханеке вам не рахат-лукум.
P.s. В фильме отсутствует музыка. Композитора ведь нет. Без музыки порой тяжко приходится. Что ж, как-то спасает положение знакомая до боли Sia - Chandelier. Дело не в песне, а в пьяном перфомансе Франца Роговского. ------ Сумерки мэтра ------ «Ну это же Ханеке!» - спорил я сам с собой, побуждая себя идти на новый фильм мэтра, однако, со мной не случилось ни откровения, как после просмотра «Любви», ни просто благодарных аплодисментов, как после знакомства с «Белой лентой», а лишь конфуз и недоумение. Двукратный каннский лауреат, автор эпохальных для «нового варварства» 90-х «Забавных игр» и исследующей границы перверсивной сексуальности «Пианистки» и многих просто хороших фильмов, живой классик кино если не постарел, то по крайней мере сильно сдал.
В «Хэппи-энде» поражает элементарная неспособность Ханеке грамотно выстроить драматургическую структуру (чем раньше его кино не страдало, разве что ранние картины - «Седьмой континент» или «71 фрагмент случайной хронологии») без необязательных эпизодов, создать особую нервную логику, которая должна прочитываться в каждой сцене, не наступать на грабли европейской политкорректности, неспособность обойтись без шаблонных виктимных образов иммигрантов, кочующих из одной европейской артхаусной картины в другую.
Самоубийство европейской цивилизации, маразм картезианского мышления, двуличие, ханжество и лицемерие его носителей, попытка составить многофигурную мозаику портретов разных поколений, в образе семьи символически запечатлеть современный Запад оборачиваются пшиком не только потому, что все эти цели, задачи и темы увязают в зыбучих песках артхаусных стереотипов (среди которых: «Европа виновата, иммигранты невиновны», образ феминистки-стервы, держащей в руках компанию, и ее безвольного сына, символический образ старого маразматика-интеллектуала, откровения о сексуальной жизни в интернет-чатах, бесчувственные подростки, зацикленные только на себе и прочее), но ни формально, ни концептуально не проработаны.
Конечно, некоторые сцены и образы, бесспорно, удались и удачно зарифмованы, как например разговор старика с внучкой о суициде, но в целом картина эксплуатирует ранее найденную Ханеке анемичную, и чрезвычайно сейчас устаревшую стилистику (которой, кстати, нет в его лучших картинах - «Забавные игры» и «Пианистка»), выраженную в нарочитом использовании статичных общих планов, что сближает ее с поздними лентами Ван Сента и даже с медитациями Тарра, хотя таких крайностей Ханеке все-таки избегает. Статичность изображения и вялый монтаж свойственны еще немецкому «новому кино», но там они оправданы, ибо это было трагическое монументальное искусство, сближающееся по визуальной эффектности с картинами Каспара Давида Фридриха (вспомним «Стеклянное сердце» Херцога).
У Ханеке же проблематика помельче, не зря на этот раз он снимает в жанре трагикомедии, все больше и больше скатывающейся в фарс. Из последних картин «Хэппи-энду» ближе всего «Квадрат» Эстлунда, не зря он соревновался с ним за главный приз в Канне: тот же, как выразился однажды Плахов о картине Ханеке «Видео Бенни», «портрет в свином буржуазном интерьере», та же формальная хаотичность, фарсовость апокалиптического высказывания о «закате Европы», множество героев, объединенных родственно и профессионально, но разъединенных психологически, взаимная глухота поколений отцов и детей и прочее.
Видимо, рыхлость сейчас в тренде, если таких схожие и формально, и содержательно картины, как «Хэппи-энд» и «Квадрат» соревнуются в одном киноконкурсе, весь вопрос в их художественной ценности, в неспособности режиссеров сейчас создавать стройное, целостное, немозаичное повествование, их страх, что называется «выстрелить в упор», остро и четко обозначив ту или иную проблему, как это делали когда-то Фассбиндер или Видерберг (если уж подбирать соотечественников Ханеке и Эстлунду). И не так уж важно, что все актеры «Хэппи-энда» играют блекло: то, что Юппер из фильма фильм, начиная с той же «Пианистки» и вплоть до «Elle» Верховена играет одну и ту же роль расчетливой фаллической суки, и делает это с одним и тем же бесчувственным выражением лица, к этому можно привыкнуть, а вот за великого Трентиньияна обидно - в отличие от той же «Любви», где он был органичен, здесь выглядит пародией на свою сдержанную манеру игры, не так уж все это важно, жаль, что само высказывание получилось блеклым и неубедительным.
«Ну это же Ханеке! Как же было его не посмотреть?!» - думал я, выходя из кинозала, и все-таки было обидно за потраченное зря время.
|
Отзывы о фильме Хэппи-энд